; Обслуживание рулевого управления | Все о ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)


Рубрики

Архив рубрики «Обслуживание рулевого управления»

Регулировка углов установки колес (развал схождение)

развал схождение своими руками

(для увеличения нажмите на картинку)

          Одним из важных факторов, влияющих на устойчивость, является стабилизация управляемых колес. Это означает, что управляемые колеса должны сохранять направление прямолинейного движения автомобиля и возвращаться в исходное положение после поворота.

           Необходимость стабилизации объясняется тем, что во время движения управляемые колеса с плохой стабилизацией, получая толчки от дороги, отклоняются в сторону, и водитель вынужден все время возвращать их в положение прямолинейного движения. Это “рыскание” продолжается на протяжении всей поездки. Водитель утомляется, соединения рулевого привода интенсивнее изнашиваются, а сам автомобиль неустойчив на дороге, и чем выше скорость, тем неустойчивость проявляется больше. Особенно важна стабилизация на поворотах, так как она помогает водителю быстро и легко из них выходить.

           Стабилизация зависит от схождения и развала управляемых колес, углов поперечного и продольного наклонов поворотной стойки. Сказанное выше убедительно доказывает необходимость их проверки.

           Перед регулировкой надо проверить давление воздуха в шинах, отрегулировать затяжку подшипников ступиц колес, убедиться в надежности крепления подвески, маятникового рычага, рулевого механизма, рычагов рулевой трапеции к поворотным кулакам, осмотреть состояние резиновых втулок осей верхних и нижних рычагов. После этого установить автомобиль на горизонтальную площадку или специальное приспособление и кратковременно сверху вниз нажать 2-3 раза с усилием на передний и задний бамперы. Этим движением устраняют действие сил трения в подвесках. Колеса надо поставить в направлении прямолинейного движения.

           Для определения величины схождения вычисляют разницу расстояний между точками на ободе спереди и сзади его геометрической оси, Причем размер А (см. верхний рис. в начале статьи.) спереди должен быть меньше размера Б сзади.

           Для определения размеров А и Б, а точнее разницы между ними, применяют специальные приборы, и в частности цепочку с натяжным устройством и шкалой или специальную линейку (см. нижний рисунок в начале статьи). Она состоит из телескопических, вставленных одна в другую двух или трех труб, наконечников и контрольных цепочек. Перемещение труб относительно друг друга фиксируется с помощью шакалы и стрелки.

            Для замера схождения колес линейку устанавливают в передней части колес так, чтобы наконечники упирались в боковины шин, а концы контрольных цепочек касались пола. Под действием прежины внутри труб  наконечники плотно прижмуться к боковинам.

            После этого стрелку устанавливают на нулевое деление шкалы и перекатывают автомобиль вперед, чтобы линейка оказалась сзади оси колес на такой же высоте. Стрелка на шкале покажет величину схождения, измеренную в миллиметрах. Если она отличается от рекомендуемой заводом, то ее доводят до нормы.

            Добиваются рекомендуемой величины схождения колес путем вращения соединительных муфт боковых рулевых тяг (см. рис. ниже).

регулировка схождения колес

         После регулировки стяжные болты на хомутах или контргайки регулировочных муфт надежно затягивают.

             А как проверить схождение колес, если нет линейки?

             В печати появились рекомендации по проверке схождения колес с помощью шнура и обыкновенной линейки

             Два человека берут шнур и прикладывают его к боковинам переднего колеса на уровне центров переднего и заднего колес. Предварительно переднее колесо поворачивают так, чтобы точки равного биения находились в горизонтальной плоскости, и к ним без изгиба прикладывают и натягивают шнур (левый рисунок).

проверка развала колес

              Порядок определения точек равного биения будет рассмотрен ниже. Остается только замерить расстояние от шнура до боковины заднего колеса. Точно так же проверяют схождение колес с другой стороны автомобиля. Сумма найденных величин схождения должна составлять 50-65 мм.

               В случае неравномерного или повышенного износа шин проверяют и величину развала колес, продольного и поперечного наклона поворотной стойки, углы поворота передних колес, а так же их балансировку.

               Конечно, развал колес лучше проверять на станции технического обслуживания, где есть специальные стенды (ее цена составляет порядка 150-300 рублей в зависимости от региона России). Однако эту сложную операцию можно проделать и у себя в гараже с помощью обыкновенного прямоугольника или отвеса (см. правый рисунок выше). Автомобиль поднимают, чтобы колеса не касались пола, на боковинах шин находят точки равного биения, расположенные на диаметрально противоположных сторонах. Для этого на пол около вывешенного колеса ставят твердый предмет и, используя его как упор для руки, подносят кусочек мела к шине вращающегося колеса. На выступающих диаметрально противоположных частях, где останется след от мела, ставят кресты и поворачивают колесо так, чтобы эти отметки оказались на вертикали (см. рис. ниже).

установка точек равного биения

                Рядом с колесом надо поставить прямоугольник или подвесить на нитке груз. Разность расстояний от прямоугольника и верхней части обода будет равна величине развала колес, то есть в пределах 1-5 мм. При бОльшей разнице развал необходимо уменьшить. Это делается прибавлением одинаковых по толщине регулировочных прокладок между осью нижнего рычага подвески и поперечиной после ослабления их крепления. Необходимо помнить, что убавляют или добавляют прокладки только одинаковой толщины.

Регулировка рулевого механизма

         

Регулировка рулевого

               Зазор между роликом и червяком может увеличиваться за счет износа червяка и ролика и при ослаблении контргайки, а также вывертывании резьбовой втулки, регулирующей зацепление.

          Для регулировки зазора в зацеплении между роликом и червяком необходимо поставить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, отвернуть на 1-2 оборота контргайку и осторожно ввернуть регулировочный винт или резьбовую втулку в крышку картера рулевого механизма. Этим действием вал сошки приблизится к червяку, и зазор будет уменьшен.

          Поворотом рулевого колеса в пределах свободного хода в обе стороны определяют зазор. Если он большой, вновь немного ввертывают резьбовую втулку или винт и так до тех пор, пока зазор не будет доведен почти до нуля..

          Удерживая винт или втулку в этом положении, затягивают контргайку до конца и проверяют легкость вращения рулевого колеса. При вывешенных передних колесах оно должно свободно под действием одного пальца поворачиваться без каких-либо заеданий или увеличения усилий.

          Важнейшее качество современного автомобиля - его быстроходность. Однако увеличивать скорость движения можно только при гарантии полной безопасности. А она зависит от многих факторов. Современный автомобиль должен быть устойчив, не реагировать на случайные толчки от дороги и при небольшом усилии водителя должен изменять направление движения.

Проверка рулевого механизма

          Если при покачивании рулевого колеса снизу вверх обнаружится осевой зазор вала, то это означает, что ослабла посадка червяка в подшипниках рулевого механизма. устранение такой неисправности зависит от конструкции рулевого механизма.

          Если осевой зазор  не удается устранить простым подтягиванием болтов крепления нижней крышки картера рулевого механизм, как у автомобилей “Волга”, “Жигули”, то придется снять рулевой механизм, отвернуть нижнюю крышку картера, удалить тонкую прокладку и собрать рулевой механизм. После этого  вновь проверяют зазор. Если он велик (зазор ощущается при покачивании рулевого колеса), удаляют еще одну прокладку (иногда более толстую, а тонкую ставят на место) и вновь проверяют зазор.

          Если зазора нет, то с помощью динамометра, зацепленного за спицу, поворачивают рулевое колесо и проверяют усилие провертывания вала.  Для каждого автомобиля эти значения различны и обычно составляют от 200 до 500 гс. Рулевой механизм удобно разбирать, собирать и проверять в тисках.

          У некоторых автомобилей для регулировки подшипников червяка используется регулировочный болт. При такой конструкции нет необходимости снимать рулевой механизм с автомобиля. Все регулировки можно выполнить на месте.

          Проверяют также зацепление червяка с роликом. Для этого, взявшись за сошку как можно ближе к валу, сильно покачивают его вдоль оси в обе стороны. Если заметен зазор, следует отрегулировать зацепление червяка с роликом. Покачиванием за сошку вверх-вниз определяют зазоры вала во втулках, запрессованных в отверстия картера рулевого механизма. Эти зазоры можно устранить только заменой втулки, а иногда и вала сошки.

Проверка свободного хода руля (люфт руля)

           Что означает проверка свободного хода рулевого колеса?

 

           Если во всех соединениях деталей и узлов рулевого управления не будет зазоров, то при повороте рулевого колеса управляемые колеса сразу же будут поворачиваться. Однако, как мы говорили, в процессе работы детали изнашиваются, и между ними появляются зазоры. В результате получается, что мы поворачиваем рулевое колесо, а управляемые колеса стоят на месте, пока не будут выбраны зазоры в рулевом механизме. Вот этот угол поворота рулевого колеса в обе стороны, пока не будут выбраны зазоры в рулевом механизме, называют свободных ходом рулевого колеса (люфт руля).

 

           Заводы-изготовители сами устанавливают предельных свободный ход, когда еще можно эксплуатировать автомобиль. Например, для автомобилей ВАЗ он не должен превышать 5 градусов или 18-20 мм при измерении по ободу руля. Если свободный ходне установлен заводом-изготовителем, то он не должен превышать 25 градусов. Этого требуют ПДД.

 

           Как проверить свободный ход рулевого колеса?

 

           Для проверки свободного хода рулевого колеса применяется люфтомер, состоящий из шкалы и стрелки. Встречаются два типа люфтометров: стрелка одного из них надевается на обод руля, а шкала устанавливается на рулевой колонке; стрелка другого закрепляется на рулевой колонке, а шкала - на ободе. Принцип действия от этого не меняется.

 

           Перед проверкой свободного хода необходимо установить управляемые колеса в положение движения по прямой. Следует помнить, что свободный ход руля при повернутых передних колесах автомобиля всегда больше, чем при постановке колес в направлении прямолинейного движения автомобиля. Затем, не изменяя положения колес, повернуть с небольшим усилием рулевое колесо влево, пока не будет выбран весь зазор, поставить стрелку на нуль шкалы и опять, не изменяя положения колес, повернуть рулевое колесо вправо. Стрелка люфтомера покажет величину свободного хода.

 

           Если вы обнаружили отклонение от нормы, проверьте все рулевое управление. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, обратите внимание на возможные стуки в шарнирах, рулевом механизме и соединениях.

Проверка рулевого привода

Проверка рулевого привода

(чтобы посмотреть рисунок нажмите на заголовок)

          Обслуживание рулевого управления следует начинать с проверки надежности крепления рулевого колеса. Оно должно быть плотно посажено на вал, не качаться в направлении, перпендикулярном плоскости своего вращения (см. рис. под пунктом А).

           В противном случае его необходимо закрепить. Для этого следует вынуть кнопку (или планку) выключателя звукового сигнала и затянуть гайку крепления (рис. пункт Д).

           Покачиванием рулевого колеса вперед-назад, в стороны и снизу-вверх, как показано на рисунке (Б, В, Г), проверяют крепление рулевой колонки, рулевого колеса, картера рулевого механизма.

           Как правило, осмотром (визуально) определяют, на месте ли шплинты, надежно ли закреплены гайки шаровых пальцев, сошки на валу, поворотных рычагов на стойках подвески, маятниковом рычаге, не увеличены ли зазоры в соединениях рулевых тяг.

           На многих моделях автомобилей шарниры рулевых тяг заполнены специальной консистентной смазкой и закрыты грязезащитными чехлами. Если чехлы исправны, нормальная работа шарнира гарантируется заводом и причин для беспокойства, как правило, нет.

           Если он поврежден, его необходимо заменить.

           Опытному специалисту зазор легко определить визуально, так как при повороте колес стоящего автомобиля приходится прикладывать к рулевому колесу  значительные усилия, которые помогают найти появившиеся неисправности. Еще большие усилия воспринимаются в это время деталями рулевого привода (усилены червячным механизмом). Под действием этих нагрузок все огрехи сразу дают знать о себе. При проверке рулевого управления один человек резко качает рулевое колесо из стороны в сторону до начала сопротивления, а механик или водитель в это время осматривает соединения.

            Если есть зазор (люфт) в шаровом соединении, то “прыгает” шаровая головка. Если ослабла гайка крепления пальца, то качается сам палец. Если ослабло крепление рулевого механизма, то качается весь механизм.

            Для шплинтовки следует применять только шплинты заводского изготовления. К сожалению, автолюбители иногда пренебрегают этим правилом и потом расплачиваются дорогой ценой. Дело в том, что завод изготавливает шплинты из мягкой стальной проволоки специального сечения. Сложенная вдвое, она плотно заполняет отверстие и не дает возможности гайке поворачиваться даже на небольшой угол. Поэтому такой шплинт не сломается и не будет срезан.

@Mail.ru ?????? ???????????