торможение двигателем

Пользование тормозами

          Очень важно научиться правильно пользоваться тормозами. Опытный водитель тормозами пользуется только в крайних случаях. Он умело оценивает обстановку, «чувствует», когда переключится сигнал светофора и, подъезжая к нему, либо прибавит скорость и спокойно проедет перекресток, либо заранее выключит передачу и подъедет к перекрестку на малой скорости к моменту включения зеленого сигнала.

          Если водитель тормозит часто, а еще хуже, резко, знайте, что вы едете с человеком, потенциально опасным для окружающих. Он, как правило, невнимателен, часто превышает скорость и не умеет оценивать обстановку. От него можно ждать какого-либо непредвиденного действия.

          Можно выделить два способа торможения: заранее подготовленное (рабочее) и экстренное. Первый способ характерен для опытного водителя. Вторым чаще пользуются невнимательные люди, для которых все происходит вдруг, неожиданно: появляются на дороге препятствия или включается красный свет светофора. У них всегда есть причина быстро остановить автомобиль. И самое удивительное: такие водители, издали видя красный сигнал светофора, едут, не снижая скорости и перед самым перекрестком резко тормозят. Такие действия ничем не оправданы.

          Опытный водитель издали наблюдает за сигналами светофора. Увидев зеленый сигнал, он оценивает обстановку. Если он понимает, что не успеет проехать до включения желтого сигнала светофора, он переводит рычаг переключения передач в нейтральное положение и приближается к перекрестку по инерции.

          Если окажется, что автомобиль не успеет остановиться в назначенном месте, водитель плавно тормозит. На скользкой дороге он тормозит двигателем, не выключая передачи.

          Увидев красный сигнал, он выключит передачу и подъедет к нему за счет инерции, снижая скорость, выжидая, когда включится зеленый сигнал. После его включения водитель быстро наберет скорость и обгонит неопытного водителя, которому вновь надо трогаться с первой передачи.

          Но бывают случаи, когда и опытному водителю приходится применять экстренное торможение. Задача экстренного торможения — максимально использовать возможности автомобиля и водителя для быстрейшей остановки автомобиля. Я не оговорился — именно возможности водителя. Дело в том, что некоторые водители понимают наиболее эффективное торможение при максимальном нажатии на тормозную педаль и даже помогают стояночным тормозом.

          Это не совсем правильное представление, так как при значительном нажатии на педаль тормоза колеса блокируются, то есть перестают вращаться, и автомобиль идет юзом. Хорошо еще, если правильно отрегулированы тормозные механизмы всех колес. В противном случае возможен занос и последующее опрокидывание автомобиля. Однако в момент торможения водители забывают об этом и действует только психологический фактор: чем сильнее нажму, тем быстрее остановлюсь. При движении автомобиля юзом наблюдается усиленный износ шин. Следует помнить также, что сила сцепления с дорогой вращающегося колеса больше, чем блокированного, а значит, и эффективность торможения выше. Поэтому при экстренном торможении, как только вы почувствовали юз, ослабьте нажатие на педаль. Начинать тормозить лучше с включенными коробкой передач и сцеплением, отпустив педаль управления дроссельной заслонкой, то есть используя эффект торможения двигателем. В этом случае, если вы, не рассчитав, нажмете тормозную педаль сильнее, чем нужно, колеса не будут заблокированы.

          Этот прием будет полезен и при движении по скользкой дороге. Однако и здесь нужно знать меру. Тормозить с помощью двигателя можно только до определенной скорости, когда двигатель тормозит, а не помогает вращать колеса. Для достижения наибольшей эффективности торможения необходимо своевременно переходить на пониженную передачу, желательно в особых случаях переходить через одну ступень «с перегазовкой».

          На скользкой дороге момент начала юза уловить труднее, поэтому полезно использовать прерывистое торможение, когда на тормозную педаль воздействуют быстрыми и короткими нажатиями.

          Значительный износ тормозных механизмов наблюдается, как правило, на затяжных спусках. Связано это с длительностью и интенсивностью торможения. Тормозные механизмы перегреваются, интенсивность торможения снижается. В таких случаях тормозным механизмам необходимо помогать двигателем, то есть двигаться, не выключая коробки передач и сцепления, с отпущенной педалью управления дроссельной заслонкой. На крутых затяжных спусках для повышения эффективности торможения рекомендуется, не выключая коробки передач и сцепления, двигаться на пониженных передачах, так как эффективность торможения двигателем на прямой передаче недостаточна.

          Довольно часто бывают случаи, когда при движений по ровной дороге на большой скорости водитель вдруг неожиданно замечает глубокую выбоину. Срабатывает, естественно, рефлекс — резко нажать на педаль тормоза. Однако не всегда к моменту переезда колесами автомобиля через препятствие скорость снизится до минимальной.

          Водителю следует помнить, что при переезде через выбоину удар колес будет значительно слабее, если перед выбоиной отпустить педаль тормоза, а иногда даже и резко «прибавить газ», то есть для сохранности автомобиля лучше проехать через выбоину или бугорок с несколько большей скоростью, чем тормозить в момент преодоления препятствия.

          Еще одно правило: не следует резко отпускать педаль после окончания торможения, так как в это время на клапаны и манжеты главного тормозного цилиндра воздействуют довольно значительные дополнительные нагрузки, вредно отражающиеся на их долговечности.

          Значительный износ шин происходит при буксовании автомобиля. Не следует бесполезно буксовать. Если ваш автомобиль застрял, выйдите из него, оцените обстановку. Видимо, трудно будет выехать за счет буксовки, когда автомобиль днищем кузова цепляет за землю. Выехать всегда трудно, если автомобиль застрял «намертво», то есть не движется ни назад, ни вперед. Прежде всего необходимо создать условия, при которых он переместился хотя бы на 20…30 см и появилась возможность его «раскачать». Если это не поможет, то придется либо вывесить провалившееся колесо, либо лопатой расчистить дорожку и подложить под колеса какой-нибудь подручный материал: песок, камни, куски досок или сухие ветки.

          Только после этого следует предпринять еще попытку «раскачать» автомобиль. При этом вспомните обыкновенные качели. Когда вы раскачиваетесь, то стараетесь делать движения всем корпусом. Эти движения, приложенные в строго определенный момент, дают значительный эффект. Точно так же и на автомобиле. Вы включаете первую передачу (или задний ход) и на малой или средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (чтобы двигатель не глох) плавно отпускаете педаль сцепления, стараясь не давать ведущим колесам пробуксовывать. Как только почувствуете, что колеса начинают пробуксовывать, выключаете сцепление и даете возможность автомобилю скатиться на прежнее место. Такие действия повторяют несколько раз, пока автомобиль не пробьет себе колею.

          Если перемещение автомобиля при раскачке достигло 1… 1,5 м, можно в конце движения не ждать, когда автомобиль скатится обратно, а быстро включить обратный ход и попытаться выехать в противоположную сторону, то есть еще интенсивнее повторить раскачивание в обе стороны. Запомните, что буксование колес пользы не приносит, наоборот, они вырывают себе более глубокую колею.

          Аналогичная ситуация бывает и на скользкой дороге, когда сила сцепления с дорогой мала, а сила тяги на колесах значительна. В этих случаях желательно уменьшить силу тяги, для чего включают не первую, а повышенную передачу и плавно трогаются с места. Для увеличения силы сцепления с дорогой (если нет песка или другого подручного материала) полезно бывает посадить на заднее сиденье несколько человек.

          На многих новых автомобилях в тормозном приводе предусмотрен гидровакуумный усилитель, действующий только тогда, когда создается разрежение во впускном трубопроводе системы питания двигателя, то есть когда двигатель работает.

          При выключенном зажигании и сцеплении гидровакуумный усилитель не работает, поэтому для остановки автомобиля к тормозной педали необходимо приложить значительно большее усилие, чем при работающем двигателе, и водитель в критической ситуации может не успеть вовремя остановить движущийся на большой скорости автомобиль.

          Не следует допускать движения автомобиля с большой скоростью на поворотах, так как это не только опасно, но и приводит к быстрому износу шин, да и на детали рулевого управления, ходовой части воздействуют повышенные нагрузки.

          Недопустима также перегрузка автомобиля: перевозка пассажиров и груза больше нормы, особенно при движении с повышенной скоростью и по плохим дорогам. Это неизбежно ведет к снижению долговечности автомобиля.

 

Меню
Все о ВАЗ 2106