стартер

Обслуживание стартера

          Для надежного пуска двигателя стартер должен обеспечивать частоту вращения коленчатого вала не менее 60…80 об/мин. Наибольшее сопротивление вращению стартера происходит из-за сопротивления вращению коленчатого вала и движению поршней. Особенно это заметно при загустении масла в холодное время года. Стартер в таких случаях потребляет электрический ток силой до 500 А. Отсюда следует, что большое внимание при его техническом обслуживании должно уделяться состоянию всех контактов.

Иногда при включении стартера появляется чрезмерный шум, и коленчатый вал двигателя вращается медленно. Основными причинами неисправностей быть окисление выводных клемм и наконечников проводов, недостаточная надежность контакта на клеммах или щеток с коллектором, а также чрезмерный износ щеток, их загрязнение, повреждение изоляции ламелей, обрывы в обмотке реле включения, разряд аккумуляторной батареи.

По аналогии с генератором проверяют износ и состояние щеток, щеткодержателей и их пружин. Промывают щетки, продувают сжатым воздухом места их установки.

Как правило, техническое обслуживание стартера проводится через довольно длительный период времени, например у автомобиля «Жигули» после 40000 км пробега. При этом стартер разбирают, очищают от грязи и проверяют состояние коллектора и щеток. При замасливании и выработке коллектора, а также если выступает межламельная изоляция, его очищают, протачивают и шлифуют.

По мере износа щетки давление ее на коллектор снижается, следовательно, ухудшается и контакт. При техническом обслуживании с помощью динамометра проверяют величину сил прижатия щеток к коллектору. Щетки, изношенные более 25% по высоте, заменяют новыми.

Перед сборкой винтовые шлицы вала стартера, втулки обеих крышек и шестерен включения очищают и смазывают маслом, применяемым для двигателя (лучше всесезонным М = 63/10Г, или М=10ГИ), а поводковое кольцо привода стартера — консистентной смазкой литол-24.

Снятие и установка двигателя ВАЗ 2106

подвеска двигателя ВАЗ 2106

Подвеска двигателя ВАЗ 2106:

1 – кожух опоры;
2 – опора передней подвески двигателя;
3 – фланец блока цилиндров;
4 – кронштейн;
5 – промежуточная пластина;
6 – изолирующее пластмассовое кольцо;
7 – пружина опоры;     8 – буфер;
9 – подушка опоры;
10 – шайба;
11 – опора задней подвески двигателя;
12 – дистанционная втулка;
13 – поперечина задней подвески двигателя.

Для начала необходимо поставить автомобиль на подъемник или загнать на смотровую яму. Затем установите упоры под передние колеса и вывесьте задний мост с одной, а желательно с двух сторон.

После этого снимите капот, отсоедините провода от аккумулятора и от узлов электрооборудования, которые установлены на двигателе. Снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу.

 Слейте жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя. Для этого отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на нижнем бачке радиатора, а верхний рычаг управления отопителем сдвиньте вправо, так как именно им открывается краник отопителя. Потом снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.

Предупреждение: Чтобы не повредить радиатор в процессе отворачивания сливной пробки, вторым ключом аккуратно придерживайте штуцер пробки, который впаян в радиатор. Пробку необходимо отворачивать торцовым либо накидным ключом, для того, чтобы не сорвать грани пробки.

Теперь можете снять кожух вентилятора и отсоединить от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости и снять радиатор с термостатом и всеми шлангами. Затем снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги и сняв крышку и сам фильтрующий элемент. Рекомендуется после этого закрыть карбюратор технологической заглушкой.

Далее накидным ключом отверните гайки крепления приемной трубы глушителя к выпускному коллектору. Снимите коробку передач (инструкция по снятию и установке коробки передач вы можете найти в разделе Коробка передач).

Отсоедините от двигателя тягу привода дроссельной заслонки карбюратора и тросик управления воздушной заслонкой (подсос). Далее отсоедините от двигателя шланг подачи топлива и шланги отопителя.

Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны – за отверстие крепления кожуха сцепления.

Натяните слегка цепь тали и отверните гайки крепления подушек опоры 9  передней подвески двигателя к поперечине передней подвески и выньте двигатель из отсека.

Теперь аккуратно снимите теплоизоляционный щиток стартера, а затем и сам стартер и заборник горячего воздуха с подводящим шлангом. Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя.

Снимите сцепление, отвернув болты крепления.

Устанавливать двигатель ВАЗ 2106 на автомобиль необходимо в последовательности, обратной снятию. Особое внимание обращайте на соединения двигателя и коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.

Проверка технического состояния деталей стартера ВАЗ 2106

После разборки стартера ВАЗ 2106 необходимо произвести проверку технического состояния деталей.
ЯКОРЬ. Проверьте техническое состояние поверхностей шлицев и вала якоря. На них ни в коем случае не должно быть задиров, износа и забоин. Если вдруг на вале якоря появились желтые следы от втулки шестерни, то удалите их мелкозернистой шкуркой, потому что они могут стать причиной заедания шестерни на валу.

ПРИВОД. Что касается привода стартера, то он должен перемещаться по валу якоря без заеданий. Шестерня же должна проворачиваться относительно вала якоря по направлению вращения якоря, а в обратном направлении шестерня проворачиваться не должна. Если вдруг были заметны забоины на зубьях шестерни, то подшлифуйте их мелкозернистым наждаком. А если детали привода в значительной степени повреждены или изношены, то замените привод на новый.

КРЫШКИ. Здесь необходимо проверить, нет ли трещин на крышках. При их наличии обязательно замените крышки на новые. Просмотрите состояние втулок крышек. В случае их износа замените крышки полностью в сборе или же только втулки.
У стартера типа СТ-221 для того, чтобы заменить втулки крышки со стороны коллектора 11, необходимо предварительно извлечь заглушку, а после запрессовки втулки установите заглушку обратно и раскрените её в трех местах.
Так же не забудьте проверить надежность крепления щеткодержателей на крышке 11. Потому что щеткодержатели положительных щеток ни в коем случае не должны иметь замыкания с «массой». Сами щетки должны свободно двигаться в пазах щеткодержателей. Если сами щетки 12 изношены до высоты 12 мм, то замените их.

ТЯГОВОЕ РЕЛЕ. У тягового реле необходимо проверить легкость перемещения якоря реле. Обязательно проверьте, не имеются ли обрывы в обмотке реле, нет ли следов перегрева обмотки. Смотрите, чтобы контактные болты хорошо замыкались с контактными пластинами. Если реле каким либо из перечисленных образов повреждено, то замените его.

Разборка и сборка стартера ВАЗ 2106

Стартер ВАЗ 2106 в разбореСтартер ВАЗ 2106 в разборе:
1 — крышка стартера со стороны привода;
2 — резиновая заглушка;
3 — рычаг привода;
4 — тяговое реле;
5 — полюс статора;
6 — сериесная обмотка статора;
7 — шунтовая обмотка статора;
8 — резиновая заглушка;
9 — защитная лента;
10 — втулка крышки;
11 — крышка со стороны коллектора;
12 — щетка;
13 — пружина щетки;
14 — тормозной диск крышки;
15 — корпус;
16 — стяжная шпилька;
17 — якорь;
18 — ограничитель хода шестерни;
19 — обгонная муфта с шестерней привода;
20 — ограничительное кольцо;
21 — регулировочная шайба;
22 — стопорная шайба;
23 — защитный кожух стартера 35.3708;
24 — крышка со стороны коллектора 35.3708.
«I» — детали задней части стартера типа 35.3708.

В данной статье подробно описываются методы разборки и сборки стартера СТ-221 и стартера 35.3708 автомобиля ВАЗ 2106.

РАЗБОРКА СТАРТЕРА ВАЗ 2106 ТИПОВ СТ-221 и 35.3708.

Для начала необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле (втягивающего) и аккуратно отсоединить от него вывод обмоток статора. Затем открутите гайки крепления самого тягового реле и снимите его.

Теперь у стартера типа СТ-221 необходимо ослабить винт крепления стяжной защитной ленты у крышки 11 со стороны коллектора и снять ленту 9 вместе с прокладкой и вывернуть винты крепления клемм щеток и снять сами щетки.

Что же касается стартера типа 35.3708, то здесь сначала отвинтите винты и снимите кожух 23. После чего выверните винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора стартера и снимите пружины 13 со щетками 12. Далее снимите стопорную шайбу 22.

Теперь отверните гайки со стяжных шпилек 16 (а у стартера типа 35.3708 выверните стяжные болты) и аккуратно отсоедините корпус 15 вместе с крышкой 11 от крышки стартера со стороны привода 1 с якорем 17. Сейчас можете вывернуть стяжные шпильки из крышки 1 и отсоедините от корпуса 15 крышку 11 если это необходимо.

После этого вытащите резиновую заглушку 2 рычага привода 3 из крышки. Расшплинтуйте и выньте ось рычага привода 3. Далее вытащите этот рычаг вместе с якорем и приводом , после чего отсоедините рычаг от привода.

Теперь, чтобы снять привод с якоря Вам необходимо удалить стопорное кольцо из под ограничительного кольца 20. Разборку привода проводите после снятия со ступицы обгонной муфты стопорной шайбы.

Если вам необходимо разобрать тяговое реле (втягивающее), то отверните гайки стягивающих болтов и очень аккуратно отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, который закреплен на нижнем контактном болту данного тягового реле.

После того, как стартер ВАЗ 2106 будет разобран, продуйте сжатым воздухом и протрите все детали.

СБОРКА СТАРТЕРА ВАЗ 2106 ТИПОВ СТ-221 И 35.3708.

Перед тем, как собирать стартер ВАЗ 2106 смажьте все винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты, а так же шестерню и втулки крышек моторным маслом. Поводковое кольцо привода смажьте смазкой Литол-24.

Так же, до начала сборки рекомендуется проверить свободный ход вала якоря, для чего предварительно соберите вместе крышки 1 и 11, корпус 15 и якорь 17 и затяните это все стяжными шпильками. При всем этом якорь может быть без привода и рычага привода. У стартера типа СТ-221 свободный ход должен быть в пределах 0,07-0,7 мм. А чтобы изменить величину свободного хода, просто подберите соответствующую толщину регулировочной шайбы 21 в крышку со стороны привода или установите их несколько, если необходимо.

А у стартера типа 35.3708 осевой свободный ход вала якоря должен быть не более 0,5 мм. Здесь установка регулировочных шайб происходит в крышку со стороны коллектора 24.

После тщательной подборки регулировочных шайб можно приступать к сборке стартера ВАЗ 2106. Ее производите в порядке, обратном разборке.

Схема соединения стартера ВАЗ 2106

Схема соединения стартера

1 – генератор;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – стартер;

4 – выключатель зажигания;
Р1 – втягивающая обмотка тягового реле;
Р2 – удерживающая обмотка тягового реле.

На рисунке представлена схема соединения стартера. Все происходит следующим образом. При включении стартера подается напряжение на втягивающую и удерживающую обмотки тягового электромагнитного реле (Р1 и Р2) стартера от аккумулятора 2 через выключатель зажигания 4. А после того, как контакты тягового реле замыкаются, втягивающая обмотка отключается.

Рекомендации эксплуатации стартера ВАЗ 2106

Как любая деталь автомобиля ВАЗ 2106 (да и любого другого авто) стартер имеет такое плохое свойство как ломаться. Но можно продлите жизнь стартеру. Для этого имеется три несложных правила, при соблюдении которых можно избежать многие неисправности.

Правило №1. Рекомендуется при пуске двигателя включать стартер примерно на 10-15 секунд, но не более!!! А если после этого времени автомобиль ВАЗ 2106 не завелся, то повторять необходимо не раньше, чем через 20-30 секунд.  Несоблюдение этого правила может привести к перегреву обмоток якоря и статора. Если после трех попыток пуска двигателя он так и не завелся, то проверьте систему питания и систему зажигания авто.

Правило №2. После того, как двигатель завелся, сразу же выключайте стартер, потому что длительная работа стартера может привести к заклиниванию обгонной муфты стартера.

Правило №3. Так же строго запрещается передвигать автомобиль при помощи стартера (как ни странно есть такие умельцы). То есть при включенной первой скорости запускать стартер. Это приводит к перегрузке и повреждению стартера.

Особенности устройства стартера ВАЗ 2106

В современных автомобилях ВАЗ 2106 в основном устанавливают стартер типа 35.3708 с торцевым коллектором. Но так же не исключается и установка на некоторые шестерки стартеров производства Белоруссии или Германии.  Но они очень даже взаимозаменяемы по характеристикам и установочным размерам со стартером типа 35.3708. А вот стартер типа СТ-221 применялся только в 70-80х годах и был с цилиндрическим коллектором.

Основное отличие между этими двумя типами стартеров заключается  в устройстве задней части и обмотке статора. Например, на стартере типа СТ-221 обмотка состояла из двух шунтовых и двух сериестых катушек, а на стартере типа 35.3708 в обмотке имеется одна шунтовая и три сериестые катушки. А что касается характеристик и установочных размеров, то в этом стартеры обоих типов полностью взаимозаменяемы.

Теперь подробнее об устройстве стартера. Стартер типа 35.3708 состоит из основного корпуса 22 со статором (или его еще называют обмоткой возбуждения), из якоря 24 с приводом, тягового электромагнитного реле с удерживающей 10 и втягивающей 11 обмотками, из трех крышек 1, 14 и 19. Все крышки и основной корпус стянуты между собой как единое целое с помощью двух болтов (а у стартера типа СТ-221 двумя шпильками), которые вворачиваются в крышку 1. Что касается статора, то у него есть 4 полюса с катушками обмотки 21. Причем все три сериесные катушки  соединены последовательно, а одна шунтовая – параллельно.

Сам якорь состоит из вала, коллектора и сердечника с обмоткой. При работе вал якоря вращается в двух втулках из металлокерамики, которые пропитаны маслом и очень запресованны в крышки. На переднем конце вала находится привод стартера, который состоит из роликовой муфты, передающей крутящий момент от вала якоря к венцу маховика (это происходит при пуске двигателя), и шестерни 4.

Не менее важной частью стартера является электромагнитное реле. Оно прикрепляется болтами к передней крышке 1. Магнитная система реле образуется с помощью фланцев, ярма и сердечника. При включении стартера происходит втягивание якоря 9 электромагнитного реле и передвижение рычагом 8 привод с шестерней 4 и введение её зацепление с венцом маховика. Одновременно с этим процессом контактная пластина 13 замыкает контактные болты 15, в результате чего включается питание обмоток стартера.

Пуск холодного двигателя автомобиля ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)

В этой статье я хочу дать дельные советы, вернее порядок запуска холодного двигателя на ВАЗ 2106. Этот порядок наиболее рекомендуем, чтобы уменьшить отрицательное воздействие на двигатель и его элементы и чтобы двигатель прослужил дольше. В общем, для начала нужно установить рычаг переключения передач на нейтральную скорости с помощью спец рукоятки открыть заслонку карбюратора (говоря обывательским языком вытянуть «подсос»). Если температура окружающей среды очень низкая, то рекомендуется включить буквально на десяток секунд фары. Это необходимо для того, чтобы подогреть электролит в аккумуляторе. Если же на улице более-менее терпимо, это делать не обязательно. После этой нехитрой процедуры выжмите педаль сцепления и включите стартер, т.е. начните заводить. Но на педаль «газа» НЕ нажимайте. Если двигатель не начал работать, повторите попытку запуска примерно через 20-30 секунд. Более чем на 10 секунд держать стартер включенным не рекомендуется. После того, как двигатель удачно запустился и начал устойчиво работать потихоньку можете отпустить сцепление, при этом обороты немного спадут. Старайтесь чтобы при разогреве значение тахометра не превышало 2000 оборотов\мин. По мере увеличения данной отметки потихоньку можно утапливать «подсос». 

Если автомобиль долгое время простаивал без работы, то прежде чем приступать к запуску двигателя необходимо подкачать топливо в карбюратор. Топливо подкачивается с помощью рычага ручной подкачки, который находится на бензонасосе.

Меню
Все о ВАЗ 2106