; советы по вождению | Все о ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)


Рубрики

Записи с меткой «советы по вождению»

Элементы управления автомобилем

          На сохранность автомобиля, его агрегатов и деталей значительное влияние оказывает квалификация водителя. По мере накопления практического опыта у него вырабатывается определенный автоматизм в выполнении приемов управления тормозами, коробкой передач, сцеплением, рулевым колесом, педалью управления дроссельной заслонкой. Важно не только знать эти приемы, но и научиться быстро выбирать наиболее удачный, а иногда и единственно верный прием и применить его в конкретной сложной дорожной ситуации. Четкость выполнения наиболее рациональных приемов обеспечит сохранность автомобиля, создаст необходимый комфорт для водителя, пассажиров и, главное, обеспечит безопасность движения.

          Управление коробкой передач и сцеплением - повторяющиеся операции, при выполнении которых наиболее часто наблюдаются отступления от общепринятых правил.

          В конструкции легковых автомобилей для устранения ударных нагрузок или хотя бы значительного их снижения при переключении шестерен используют синхронизаторы, позволяющие плавно и бесшумно переключать передачи. Это достигается уравниванием частот вращения ведущей и ведомой шестерен. Однако необходимо ^помнить, что, хотя у современных легковых автомобилей для включения передач переднего хода предусмотрены синхронизаторы, передачи включать следует осторожно, не сразу после нажатия на педаль cцепления, а через некоторое время, когда частоты вращения соответствующих шестерен уравняются. Пренебрежение этим простым правилом может привести к поломке зубьев шестерен коробки передач.

          Еще больший вред можно нанести, если попытаться включить задний ход при движении автомобиля. Необходимо помнить, что синхронизаторы не предусмотрены для включения заднего хода. Включать его можно только на неподвижном автомобиле.

          Теперь несколько слов о сцеплении. Всем известно, что его работа основана на использовании сил трения между дисками. При трогании с места ведомый диск, как говорят водители, пробуксовывает, выделяя определенное количество тепла, влияющее на долговечность и надежность деталей сцепления.

          Количество выделенного тепла, а следовательно, и степень нагрева деталей зависят от времени пробуксовки дисков. Поэтому надо по возможности сокращать время пробуксовки дисков сцепления. А это значит, что переключение передач необходимо делать быстро, но плавно.

          При резком отпускании педали сцепления создаются большие динамические нагрузки на детали трансмиссии и двигателя, иногда приводящие к их поломкам. Чем больше пассажиров в автомобиле, тем плавнее нужно отпускать педаль сцепления.

          Водитель, желающий сохранить свой автомобиль, должен выработать определенные приемы управления. Начинать следует с самого простого: с положения ног при движении автомобиля. Правая нога должна находиться на педали управления дроссельной заслонкой, а левая - стоять на полу слева от педали сцепления.

          При движении в ночное время с включенным дальним светом, если автомобиль оборудован ножным переключателем, ногу лучше держать около него. Это позволит быстро перейти с дальнего света на ближний свет фар и избежать ослепления водителя встречного автомобиля.

          С целью экономии топлива водители часто используют так называемое движение накатом, то есть движение автомобиля по инерции. Использование наката на горизонтальном участке дороги пользы практически не приносит. Значительный эффект достигается на пологих спусках, когда водитель разгоняет автомобиль и переводит рычаг управления коробкой передач в нейтральное положение.

          Некоторые водители из-за незнания или неумения правильно включать передачи на ходу автомобиля для движения по инерции нажимают на педаль сцепления, отпускают педаль управления дроссельной заслонкой и едут так до тех пор, пока не снизится скорость и вновь не придет необходимость включать сцепление. Такая практика недопустима. Дело в том, что подшипник выключения сцепления не рассчитан на длительную непрерывную работу и очень скоро вам придется его менять.

          Для экономии бензина некоторые водители старых моделей автомобилей на длинных пологих спусках разгоняют автомобиль и выключают зажигание (естественно, вместе с выключением коробки передач), а затем включают его в самом конце спуска. Этот способ дает значительный эффект, особенно когда вы возвращаетесь домой с пустым топливным баком и когда каждый грамм бензина на счету. Однако следует хорошо запомнить, что выключать зажигание на спусках и тем более вытаскивать ключ из замка на ходу у современного автомобиля категорически запрещается по той причине, что в этом положении может сработать противоугонное устройство, запирающее рулевое управление. Экономия может обойтись очень дорого!

          По мнению автора, при переключении передач с низшей на высшую необходимо делать незначительную выдержку в нейтральном положении рычага для уравнивания окружных скоростей зубьев шестерен (частоты вращения) либо применить переключение с двойным выключением сцепления.

          Как делается это на практике? Например, автомобиль движется на второй передаче на небольшой скорости. Водитель нажимает на педаль управления дроссельной заслонкой и разгоняет автомобиль. В момент переключения передачи он одновременно правой ногой отпускает педаль управления дроссельной заслонкой, левой нажимает на педаль сцепления, правой рукой ставит рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем делает небольшую выдержку, включает третью передачу и с небольшим опережением нажимает правой ногой на педаль управления дроссельной заслонкой, а левой быстро, но плавно отпускает педаль сцепления.

          Переключение передач с двойным выключением сцепления делается так.

          После разгона автомобиля водитель одновременно правой ногой отпускает педаль управления дроссельной заслонкой, а левой нажимает на педаль сцепления, ставит рычаг коробки передач в нейтральное положение. Затем быстро отпускает педаль сцепления, вновь нажимает на нее и включает повышенную передачу. Одновременно правой ногой нажимает на педаль управления дроссельной заслонкой (с незначительным опережением), а левой - отпускает педаль сцепления.

          Несколько сложнее переключать передачи с высшей на низшую. Эту работу значительно облегчают синхронизаторы коробки передач, поэтому даже у неопытных водителей сейчас не очень часто услышишь характерный шум зубьев переключаемых шестерен. И все-таки, на мой взгляд, это не причина для самоуспокоения и отказа от учебы таким приемам переключения передач, которые помогут сохранить детали. Если вы этого не сделаете, то через некоторое время синхронизаторы износятся, и вам придется заниматься их ремонтом.

          У автомобилей устаревших конструкций с коробкой передач без синхронизаторов переключение с высшей передачи на низшую необходимо выполнять с двойным выключением сцепления и, как говорят водители, «с перегазовкой».

          Чтобы объяснить причины необходимости переключения с низшей передачи на высшую с двойным выключением сцепления, а с высшей на низшую с двойным переключением и так называемой «перегазовкой», попробуем разобраться в самом процессе переключения.

          При каждом переключении без помощи сцепления приходят в соприкосновение две огромные массы движущихся деталей: с одной стороны, коленчатый вал с шатунами, поршнями, маховиком и сцеплением, а с другой- масса автомобиля. Место соприкосновения - две включаемые шестерни. При использовании сцепления от массы автомобиля отключается масса всего кривошип-но-шатунного механизма и маховика. Практически в контакт с автомобилем входит только масса ведущего вала (с промежуточным) коробки передач и ведомый диск сцепления. Но и эта, казалось бы, малая масса при неправильном включении создает значительные динамические нагрузки на зубья шестерен. Поэтому, если скорости зубьев шестерен в момент включения не уравнять, раздается их резкий шум, сопровождающийся значительным износом и даже поломками.

          Вернемся к переключению передач. В момент разгона автомобиля, например на третьей передаче, частота вращения зубьев шестерен, соединенных с первой (ведущий вал) и второй (автомобиль) массами, одинакова. В момент включения четвертой передачи шестерни вращаются с разными частотами. Их нужно уравнять, и делается это с помощью сцепления, то есть при разгоне автомобиля используется двойное включение сцепления.

          При установке рычага переключения передач в нейтральное положение добиваются притормаживания ведомого диска сцепления (а следовательно, и ведущего вала коробки передач вместе с шестерней), выравнивания частот вращения шестерен и возможности бесшумного включения передач.

          При переходе с повышенной передачи на пониженную частота вращения ведущего вала меньше частоты вращения ведомого вала коробки передач, поэтому ее нужно увеличить. Для этого используется двойное выключение сцепления с «перегазовкой». Кратковременное включение сцепления при нейтральном положении рычага коробки передач и резкое увеличение подачи горючей смеси в цилиндры двигателя позволяют быстро увеличить частоту вращения ведомого диска сцепления с ведущей шестерней и сравнять ее с частотой вращения шестерни, связанной с ведомым валом. Зацепление происходит после выключения сцепления.

          Детали автомобиля меньше изнашиваются, если его разгон будет быстрым (естественно, без перегрузки деталей). Старайтесь избегать длительного движения на промежуточных передачах.

          Переходить на пониженные передачи следует своевременно, не допуская чрезмерной потери скорости. Следует помнить, что двигатель современного легкового автомобиля развивает наибольший крутящий момент на средних частотах вращения. Поэтому своевременный переход на пониженную передачу предохранит детали трансмиссии и двигатель от больших перегрузок, повышенного износа и даст экономию топлива.

@Mail.ru ?????? ???????????