рулевое колесо

Проверка свободного хода руля (люфт руля)

           Что означает проверка свободного хода рулевого колеса?

 

           Если во всех соединениях деталей и узлов рулевого управления не будет зазоров, то при повороте рулевого колеса управляемые колеса сразу же будут поворачиваться. Однако, как мы говорили, в процессе работы детали изнашиваются, и между ними появляются зазоры. В результате получается, что мы поворачиваем рулевое колесо, а управляемые колеса стоят на месте, пока не будут выбраны зазоры в рулевом механизме. Вот этот угол поворота рулевого колеса в обе стороны, пока не будут выбраны зазоры в рулевом механизме, называют свободных ходом рулевого колеса (люфт руля).

 

           Заводы-изготовители сами устанавливают предельных свободный ход, когда еще можно эксплуатировать автомобиль. Например, для автомобилей ВАЗ он не должен превышать 5 градусов или 18-20 мм при измерении по ободу руля. Если свободный ходне установлен заводом-изготовителем, то он не должен превышать 25 градусов. Этого требуют ПДД.

 

           Как проверить свободный ход рулевого колеса?

 

           Для проверки свободного хода рулевого колеса применяется люфтомер, состоящий из шкалы и стрелки. Встречаются два типа люфтометров: стрелка одного из них надевается на обод руля, а шкала устанавливается на рулевой колонке; стрелка другого закрепляется на рулевой колонке, а шкала — на ободе. Принцип действия от этого не меняется.

 

           Перед проверкой свободного хода необходимо установить управляемые колеса в положение движения по прямой. Следует помнить, что свободный ход руля при повернутых передних колесах автомобиля всегда больше, чем при постановке колес в направлении прямолинейного движения автомобиля. Затем, не изменяя положения колес, повернуть с небольшим усилием рулевое колесо влево, пока не будет выбран весь зазор, поставить стрелку на нуль шкалы и опять, не изменяя положения колес, повернуть рулевое колесо вправо. Стрелка люфтомера покажет величину свободного хода.

 

           Если вы обнаружили отклонение от нормы, проверьте все рулевое управление. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, обратите внимание на возможные стуки в шарнирах, рулевом механизме и соединениях.

Проверка рулевого привода

Проверка рулевого привода

(чтобы посмотреть рисунок нажмите на заголовок)

          Обслуживание рулевого управления следует начинать с проверки надежности крепления рулевого колеса. Оно должно быть плотно посажено на вал, не качаться в направлении, перпендикулярном плоскости своего вращения (см. рис. под пунктом А).

           В противном случае его необходимо закрепить. Для этого следует вынуть кнопку (или планку) выключателя звукового сигнала и затянуть гайку крепления (рис. пункт Д).

           Покачиванием рулевого колеса вперед-назад, в стороны и снизу-вверх, как показано на рисунке (Б, В, Г), проверяют крепление рулевой колонки, рулевого колеса, картера рулевого механизма.

           Как правило, осмотром (визуально) определяют, на месте ли шплинты, надежно ли закреплены гайки шаровых пальцев, сошки на валу, поворотных рычагов на стойках подвески, маятниковом рычаге, не увеличены ли зазоры в соединениях рулевых тяг.

           На многих моделях автомобилей шарниры рулевых тяг заполнены специальной консистентной смазкой и закрыты грязезащитными чехлами. Если чехлы исправны, нормальная работа шарнира гарантируется заводом и причин для беспокойства, как правило, нет.

           Если он поврежден, его необходимо заменить.

           Опытному специалисту зазор легко определить визуально, так как при повороте колес стоящего автомобиля приходится прикладывать к рулевому колесу  значительные усилия, которые помогают найти появившиеся неисправности. Еще большие усилия воспринимаются в это время деталями рулевого привода (усилены червячным механизмом). Под действием этих нагрузок все огрехи сразу дают знать о себе. При проверке рулевого управления один человек резко качает рулевое колесо из стороны в сторону до начала сопротивления, а механик или водитель в это время осматривает соединения.

            Если есть зазор (люфт) в шаровом соединении, то «прыгает» шаровая головка. Если ослабла гайка крепления пальца, то качается сам палец. Если ослабло крепление рулевого механизма, то качается весь механизм.

            Для шплинтовки следует применять только шплинты заводского изготовления. К сожалению, автолюбители иногда пренебрегают этим правилом и потом расплачиваются дорогой ценой. Дело в том, что завод изготавливает шплинты из мягкой стальной проволоки специального сечения. Сложенная вдвое, она плотно заполняет отверстие и не дает возможности гайке поворачиваться даже на небольшой угол. Поэтому такой шплинт не сломается и не будет срезан.

Общий осмотр технического состояния рулевого управления ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)

Рулевое управление у ВАЗа 2106, собственно как и у любого другого транспортного средства, является одной из главнейших систем. Поэтому за ней необходимо следить постоянно, не допуская деформаций и износа деталей и предотвращать их выход  из строя.

При первом же проявлении неисправности (например, стуки, тугое вращение или повышенный ход рулевого колеса) срочно необходимо осмотреть детали рулевого управления ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065). Осмотр рекомендуется проводить в следующем порядке.

 Во-первых, необходимо очистить от грязи детали рулевого привода и картер рулевого механизма. Далее следует установить колеса в прямом направлении (то есть как при движении прямо).

Во-вторых, путем поворота рулевого колеса в обе стороны не должно быть следующего:

— свободный ход рулевого колеса не должен превышать 5 градусов;

— не должно возникать никаких стуков в шарнирах, соединениях и рулевом механизме;

— прочным должно быть крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага;
— усилие для поворота рулевого колеса должно быть незанчительным.

Меню
Все о ВАЗ 2106