Регулировка педали сцепления

Регулировка свободного хода педали сцепления

          Отрегулировать свободный ход также не представляет большого труда, особенно, если вблизи находится эстакада или осмотровая канава, так как работы по регулировке приходится выполнять снизу автомобиля. Для этого берут два ключа, одним отворачивают контргайку, а другим регулируют величину хода толкателя (если у сцепления гидравлический привод) или укорачивают тягу, вращая регулировочную гайку, добиваясь необходимой величины свободного хода, рекомендуемой заводом-изготовителем. При заворачивании гайки свободный ход уменьшается Нормальный свободный ход педали сцепления с гидравлическим приводом находится в пределах 30… 40 мм. Это бывает при зазоре между наконечником толкателя и вилкой выключения сцепления автомобиля «Москвич-1500», равном 4,5…5,5 мм, автомобилей ВАЗ — от 0,1 до 0,5 мм.

          У сцепления, снабженного гидравлическим приводом, необходимо следить за состоянием привода и удалять из него воздух. Делается это аналогично удалению воздуха из тормозной системы (прокачкой тормозов). Снимают пробку с бачка и заполняют его тормозной жидкостью, затем очищают от грязи клапан на рабочем цилиндре и, сняв колпачок, надевают на него резиновый шланг, который используют для прокачки тормозной системы. Свободный конец шланга опускают в банку с жидкостью, резко нажимают на педаль сцепления несколько (от 2 до 5) раз и плавно отпускают педаль (в течение 1…2 с), а затем оставляют педаль нажатой, что обеспечивает в приводе давление. В это время надо отвернуть клапан на 0,3… 1 оборот. Из шланга в банку вместе с воздухом будет выходить жидкость. Когда педаль «провалится», клапан закрывают и вновь повторяют операцию. Не забудьте все время контролировать уровень жидкости в бачке и при необходимости доливать. Уровень ее не должен снижаться менее 2/3 нормального.

          Плавно нажимая и отпуская педаль, прокачивают систему до полного прекращения поступления жидкости с пузырьками воздуха в банку. Как только выход воздуха прекратится, надо нажать на педаль до упора и завернуть клапан до отказа.

          После прокачки привода проверяют величину полного хода педали сцепления. Если он меньше нормальной величины, указанной в заводской инструкции, то это означает, что в системе еще остался воздух. Доказательством правильной прокачки может являться четкое включение передач.

          На некоторых автомобилях заводы-изготовители рекомендуют более простой способ прокачки гидравлического привода сцепления. В этом случае давление в системе создается не нажатием на педаль сцепления, а обычным насосом для накачки шин. Шланг насоса присоединяют к специально изготовленному резьбовому наконечнику в пробке главного цилиндра и создают давление (рис ниже). Открыв на пол-оборота перепускной’ клапан, наблюдают за вытекающей из трубки в банку жидкостью с пузырьками воздуха. Как только жидкость потечет ровной струей, без пузырьков, клапан плотно заворачивают и надевают резиновый колпачок. После этого проверяют полный ход педали сцепления и доливают жидкость до уровня.

прокачка привода сцепления

Проверка свободного хода педали сцепления

          Регулировкой свободного хода устанавливается зазор между рычагом и упорным подшипником муфты выключения сцепления (рис. ниже).

 

регулировка свободного хода педали

          Для автомобилей ГАЗ-24«Волга» он равен, например, 2,5 мм. При таком зазоре и выключенном сцеплении ведомый диск свободен, а при включенном сцеплении полностью зажимается.

          Полный ход педали регулируется не на всех автомобилях. Это зависит от конструкции сцепления. Так, на автомобиле ГАЗ-24 он не регулируется. На автомобилях «Жигули» полный ход педали ограничивается винтом (рис. ниже), он равен 140 мм, что соответствует ходу толкателя 35,5 мм.

регулировка полного хода педали сцепления

          Для проверки свободного хода педали сцепления применяется специальная линейка, но может быть использована и обычная линейка. Торец ее ставят на пол около педали, замечают деление напротив площадки педали и нажимают большим пальцем на педаль до появления значительного сопротивления ее перемещению. При этом положении педали вновь замечают деление на линейке и вычитают из него первое показание. Получают величину свободного хода.

          Наиболее важной операцией в техническом обслуживании сцепления является регулировка величины свободного хода педали сцепления. При большом свободном ходе педали сцепление не полностью выключается и переключение передач сопровождается шумом шестерен. Шестерни и синхронизаторы интенсивно изнашиваются. При малом свободном ходе или его отсутствии возможно неполное зажатие ведомого диска и его пробуксовка, особенно при больших нагрузках. Сцепление греется, фрикционные накладки дисков быстро изнашиваются и могут быть деформированы из-за чрезмерного нагрева. Обычно величина свободного хода педали сцепления легковых автомобилей находится в пределах 30…40 мм, а полный ход- 120… 150 мм.

Меню
Все о ВАЗ 2106