Генератор ВАЗ 2106

Обслуживание генератора

          На современных легковых автомобилях устанавливаются генераторы переменного тока, длительное время не требующие технического обслуживания. Например, у автомобилей «Жигули» через 60 000 км пробега проверяют состояние контактных коллекторных колец и прилегание щеток к ним. Величину силы прижатия щеток к контактным коллекторным кольцам проверяют с помощью пружинного динамометра. Для новых щеток она равна 0,44 кгс.

          Следует обратить внимание и на состояние контактных колец: они не должны иметь следов подгорания поверхностей и шероховатостей. Если эти неисправности будут обнаружены, их следует устранить зачисткой колец, мелкозернистой стеклянной шлифовальной бумагой. Через 60000 км пробега кольца обязательно зачищают.

          Не забудьте проверить поверхность контакта: щетки должны прилегать к контактным коллекторным кольцам всей поверхностью. В щеткодержателе они должны перемещаться свободно, без заеданий. При значительном износе щетки следует заменить.

Разборка двигателя ВАЗ 2106

        Для начала вымойте снятый двигатель при помощи моечной установки. Затем установите его на стенд  для последующей разборки и слейте из картера масло.

После этого необходимо снять карбюратор, отсоединив от него предварительно шланги и тягу привода дроссельной заслонки.

Теперь снимите топливный насос, распределитель зажигания, выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Снимите ремень с привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор вместе с кронштейном.

Далее необходимо снять насос охлаждающей жидкости, предварительно отсоединив от него и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.

Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

Следующим шагом будет отвинчивание и снятие масляного фильтра, как показано на рисунке ниже:

Снятие масляного фильтра

Выкрутите датчик лампы контроля давления масла, затем снимите крышечку сапуна вентиляции картера, далее сам картер и масляный насос. После чего снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и вытащите маслоотделитель вентиляции картера.

Отворачивание гайки коленчатого вала

Снимите шкив коленвала, для чего закрепите маховик 2 фиксатором 5 (см. рис. ниже) и отверните ключом храповик.

Схема снятия маховика

Затем снимите крышку головки цилиндров двигателя и крышку цепного привода распределительного вала. Далее отвинтите болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.

Теперь ослабьте колпачковую гайку 6 (см. рис. ниже)  у натяжителя цепи и открутите гайки 4 крепления его к головке цилиндров, далее снимите сам натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи.

Схема снятия натяжителя и успокоителя цепи

Теперь отверните ограничительный палец цепи и снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и вытащите цепь.

В следующем шаге необходимо ослабить гайки шпилек 4.  После этого снимите корпус подшипников шпилек и, удалив упорный фланец 1, аккуратно, чтоб не повредить поверхность опор корпуса 3 подшипников, выньте распределительный вал 2.

Схема снятия упорного фланца распределительного вала

Теперь необходимо отвернуть болты крепления головки цилиндров и снять ее  с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

Снимите упорный фланец 1 валика привода масляного насоса и вытащите валик 3 из блока цилиндров (2 – болт крепления фланца, 4 – ключ). —> Схема снятия валика привода масляного насоса

Теперь снимите звездочку с коленчатого вала.

Отверните гайки шатунных болтов и снимите крышки шатунов. Осторожно выньте через цилиндры поршни вместе с шатунами.

При разборке двигателя важно пометить поршни, шатуны, вкладыши коренных и шатунных подшипников,  для того, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

Разборка и сборка генератора ВАЗ 2106


Генератор ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)

1 – «отрицательная» щетка;
a
2 – щеткодержатель;
3 – «положительная» щетка;
4 – колодка штекера нулевого провода;
5 – изолирующие втулки контактного болта;
6 – выпрямительный блок;
7 – контактный болт;
8 – статор;
9 – ротор;
10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода;
12 – вентилятор в сборе со шкивом;
13 – наружная шайба крепления подшипника;
14 – передний подшипник ротора;
15 – дистанционное кольцо;
16 – стяжной болт;
17 – поджимная втулка;
18 – крышка со стороны контактных колец;
19 – буферная втулка;
20 – втулка.

Разборку генератора ВАЗ 2106 типа Г-221 рекомендуется проводить следующим образом. Во-первых, очистите генератор от загрязнений. Во-вторых, необходимо отвернуть винт крепления и снять щеткодержатель 2 вместе со щетками.  Далее снимите шкив генератора, для чего нужно застопорить шкив, отвернуть гайку крепления и спрессовать шкив. После чего снимите шпонку и коническую шайбу от шкива.

Во-вторых, открутите гайки стяжных болтов 16, которых на генераторе 4 штуки. После чего снимите заднюю крышку 18 вместе со статором 8 и выпрямительным блоком 6. Останется  передняя крышка 11 и ротор 9.

Следующим шагом вытащите ротор с дистанционным кольцом 15 из передней крышки.

После всего проделанного необходимо отвернуть гайки винтов, которые соединяют наконечники вентилей и выводы обмотки статора между собой, вытащите из колодки 4 штекер центрального вывода обмотки статора и отсоедините этот самый статор от задней крышки. Затем выкрутите гайку контактного болта 7 и извлеките выпрямительный блок 6. Генератор разобран!!!

А сборку генератора производите в порядке, обратном разборке.

Предупреждения при эксплуатации регулятора напряжения ВАЗ 2106

Для того, чтобы регулятор напряжения ВАЗ 2106 прослужил Вам дольше, существует несколько предупреждений, которые настоятельно рекомендуется выполнять.

1.       Не нужно путать между собою провода, которые присоединяются к штекерам  «15» и «67». В противном случае регулятор перестанет работать и напряжение на выходе генератора станет высоким. И регулятор придется заменять.

2.       Ни в коем случае не присоединяйте конденсаторы против радиопомех в цепь между штекерами «67» регулятора и генератора, потому что это нарушит контакты и они повредятся.

3.       Не подключайте какие-либо дополнительные потребители энергии к цепи питания обмотки возбуждения генератора во избежание повышения напряжения генератора.

4.       Ни к коем случае не проверяйте работоспособность регулятора путем замыкания штекеров «15» и «67», иначе выпрямитель может быть поврежден из-за повышенного напряжения.

5.       Следите за надежностью соединения корпуса регулятора и «массы» через крепежные винты.

6.       Регулятор напряжения ВАЗ 2106 необходимо содержать в чистоте и порядке и оберегать его от ударов, так как они могут нарушить его работу. Так же, если нет необходимости, то не снимайте крышечку с регулятора, чтобы сохранить герметичность уплотнения. Ведь попадание под крышку грязи, пыли или влаги приводит к пригоранию контактов и нарушению нормальной работы.

Замена щеткодержателя у генератора ВАЗ 2106

Если щетки генератора изношены и выступают из щеткодержателя менее, чем на 5 мм, то необходимо заменить щеткодержатель вместе со щетками. Но перед установкой щеткодержателя рекомендуется продут гнездо от угольной пыли, а так же удалить путем протирки масло, которое смешалось с угольной пылью.

Особенности устройства регулятора напряжения ВАЗ 2106

Регулятор напряжения ВАЗ 2106

(Регулятор напряжения РР-380: 1 — термокомпенсирующий резистор 19 Ом, 6 Вт; 2 — дополнительные резисторы 5,5 Ом, 25 Вт; 3 — дроссель; 4 — гайка крепления стоек; 5 — стойка с нижним контактом регулятора напряжения; 6 — стойка с верхним контактом регулятора напряжения; 7 — обмотка регулятора напряжения; 8 — якорь регулятора напряжения; 9 — крышка регулятора напряжения; 10 — оттяжная пружина; 11 — ярмо регулятора напряжения; 12 — основание регулятора напряжения)

Для того, чтобы в бортовой сети автомобиля ВАЗ 2106 постоянно поддерживалось напряжение в 13-14 В независимо от оборотов генератора применяется двухступенчатый регулятор напряжения типа РР-380.

Однако на части выпускаемых  «классик» были установлены бесконтактные электронные регуляторы напряжения типа 121.3702. Он так же может применяться и вместо регулятора типа РР-380, при этом не переделывая ничего в схеме электрооборудования. Это несомненно является огромным плюсом и заслугой автопроизводителей.

Внешний вид регулятора напряжения типа РР-380 Вы можете увидеть на рисунке. Так же представлена и электрическая схема внутренних соединений регулятора напряжения.
Схема регулятора напряжения РР-380

(Электрическая схема регулятора напряжения: 1 — дроссель; 2 — термокомпенсирующий резистор; 3 — обмотка регулятора; 4 — дополнительные резистораы)

Основные предупреждения при обращении с генератором Г-221 ВАЗ 2106

В данной статье описаны некоторые предупреждения и рекомендации при обращении с генератором. Их соблюдение ОБЯЗАТЕЛЬНО, если Вы хотите продлить жизнь генератору своего автомобиля ВАЗ 2106.

Предупреждение №1.     Здесь основой служит соединение с аккумуляторной батареей. То есть, клемма «минус» на аккумуляторе должен ВСЕГДА соединятся с проводом «массы», а клемма «плюс» — с проводом, который подключен к зажиму «30» на генераторе. И ни в коем случае наоборот, иначе это приведет к повышению тока, который проходит через вентили генератора и он попросту будет поврежден. Будьте предельно внимательны. Значки «+» и «-» указаны как на аккумуляторной батарее, так и на зажимах подключаемых проводов.

Предупреждение №2.       Ни в коем случае не допускается продолжительная работа генератора с  отсоединенным аккумулятором, потому что это вызовет перенапряжение зажима «30» и приведет опять таки к повреждению вентилей выпрямителя и даже может вызвать повреждение бортовых приборов автомобиля ВАЗ 2106.

Предупреждение №3.        Строго запрещается проверка генератора на работоспособность «на искру». То есть соединение проводов «+» и «-». Даже кратковременное смыкание приводит к повреждению вентилей генератора. Проверку работоспособности рекомендуется проводить при помощи апмер- и вольтметра, либо как описано в статье выше.

Предупреждение №4.       При проверке вентилей генератора, не делайте этого напряжением, выше 12 В, потому что при повышенном имеется высокая вероятность того,  что произойдет короткое замыкание и вентили будет пробиты. Да и вообще, любую электропроводку автомобиля настоятельно рекомендуется проверять напряжением, не выше 12 В. Но есть случаи, когда такая проверка необходима. Тогда перед ней отсоедините провода от генератора, чтобы не повредить его.

Предупреждение №5.        Если производится электросварка каких-либо узлов и деталей кузова автомобиля ВАЗ 2106, то необходимо отсоединить все провода от клемм генератора и аккумулятора.

Проверка работоспособности генератора на автомобиле ВАЗ 2106

Проверку работоспособности генератора можно провести непосредственно на автомобиле ВАЗ 2106. Для этого необходимо обратить внимание на контрольную лампу заряда аккумулятора. Если при работе двигателя она горит и натяжение у ремня у генератора нормальное, то приблизительно можно определить исправность у генератора следующими методами:

— немного вытяните рукоятку воздушной заслонки карбюратора (подсос) и доведите частоту работы двигателя на холостом ходу до 1000-1500 оборотов/мин;

— далее на короткое время отсоедините провод массы («-») от аккумулятора. И если двигатель заглохнет, значит питание всей системы происходит исключительно от аккумуляторной батареи и генератор бездействует. Следовательно он неисправен и требуется его отремонтировать.

Технические характеристики генератора ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)

На автомобили марки ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065) устанавливается генератор типа Г-221 с номинальным напряжением 12 В. Направление вращения у данного типа генератора правое (если смотреть со стороны привода). Максимальная сила тока отдачи при напряжении в 14 В и при частоте вращения ротора 5000 оборотов/мин равняется 42 А. Что касается самого ротора генератора ВАЗ 2106, то его максимальная частота вращения составляет 13 000 оборотов/мин. Так же можно в данной характеристике указать и передаточное отношение типа «двигатель-генератор», равное 1:2,04.

Особенности устройства генератора ВАЗ 2106

Генератор автомобиля ВАЗ 2106 типа Г-221 является генератором переменного тока с выпрямителем на шести кремниевых диодах. Он устанавливается по правую сторону на двигателе, к которому крепится шпилькой 16 (как показано на рисунке)к натяжной планке и к кронштейну, расположенному на блоке цилиндров нижними лапками.

Генератор ВАЗ 2106 состоит из нескольких основных частей . К ним относятся ротор, статор 27 и две крышки: 1 и 23. На самом роторе имеется обмотка возбуждения 25, у которой концы выведены к паре контактных колец 4 и 5. У ротора имеются подшипники, которые относятся к закрытому типу и заполнены смазкой, которой достаточно на весь срок службы генератора. А наружная обойма подшипника 22 плотно запрессована в крышку и надежно закреплена между двумя шайбами из стали, которые в свою очередь стянуты винтами. У шарикоподшипника вала ротора 6 внутренняя обойма плотно напрессована на вал ротора, а наружная обойма поджимается резиновым кольцом.

Сердечник у статора 27 состоит из набора пластин электротехнической стали. В пазах сердечника имеется трехфазная обмотка, которая соединена в звезду с выводом нулевой точки, которая служит для подключения реле контрольной лампы заряда аккумулятора. А основная тройка выводов обмотки статора подключена к выпрямителю. А выпрямитель состоит из двух пластин с запрессованными в них вентилями. Выпрямитель на генератор начали устанавливать с 1977 года.

Меню
Все о ВАЗ 2106