Двигатель

Снятие и разборка масляного насоса

Сливаем из двигателя масло .
Снимаем поддон картера двигателя .
Ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления масляного насоса…
…и снимаем его с двигателя. Между насосом и блоком цилиндров установлена прокладка.
Ключом «на 10» отворачиваем три болта крепления и снимаем с насоса патрубок.
Снимаем с патрубка редукционный клапан с пружиной…
…и упорной шайбой.
Снимаем с насоса крышку.
Вынимаем из корпуса ведущую…
…и ведомую шестерни.

При сильном износе корпуса, крышки и шестерен заменяем насос.
Собираем и устанавливаем насос в обратной последовательности, смазав его детали моторным маслом.

Особенности устройства поршней и шатунов двигателя ВАЗ 2106.

Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец

ПОРШЕНЬ.

Поршень двигателя изготавливается из алюминиевого сплава и покрывается слоем олова для улучшения процесса прирабатываемости. Так называемая «юбка» поршня в поперечном сечении является овальной, а по высоте — конической. В следствие чего производить измерение диаметра поршня надо исключительно в плоскости, которая перпендикулярна поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища самого поршня. Основные размеры шатунно-поршневой группы Вы можете посмотреть на рисунке.

Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм вправо относительно двигателя. Поэтому для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под поршневой палец имеется метка “П”, обращенная в сторону передней части двигателя.

Поршни ремонтных размеров с 1986 г. для всех моделей двигателей изготавливают с увеличенным наружным диаметром примерно на 0,4 и 0,8 мм. А до 1986 г. выпускались поршни следующих ремонтных размеров: для двигателей 2101 и 2103 – увеличение на 0,2; 0,4 и 0,6 мм; для 2105 – увеличение на 0,4 и 0,7 мм.

ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА

Поршневые кольца изготавливаются из такого металла, как чугун. Наружная же поверхность верхнего компрессионного кольца хромирована и имеет «бочкообразную» форму. Нижнее компрессионное кольцо – скребкового типа (с выточной по наружной поверхности), фосфатированное. Маслосъемное кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину (расширитель).

ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ

Поршневой палец является стальным с трубчатым сечением, запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня.

ШАТУН

Шатун – стальной, кованый, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывается вместе с крышкой, поэтому при сборке цифры на шатуне и крышке должны быть одинаковы.

Разборка двигателя ВАЗ 2106

        Для начала вымойте снятый двигатель при помощи моечной установки. Затем установите его на стенд  для последующей разборки и слейте из картера масло.

После этого необходимо снять карбюратор, отсоединив от него предварительно шланги и тягу привода дроссельной заслонки.

Теперь снимите топливный насос, распределитель зажигания, выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Снимите ремень с привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор вместе с кронштейном.

Далее необходимо снять насос охлаждающей жидкости, предварительно отсоединив от него и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.

Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

Следующим шагом будет отвинчивание и снятие масляного фильтра, как показано на рисунке ниже:

Снятие масляного фильтра

Выкрутите датчик лампы контроля давления масла, затем снимите крышечку сапуна вентиляции картера, далее сам картер и масляный насос. После чего снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и вытащите маслоотделитель вентиляции картера.

Отворачивание гайки коленчатого вала

Снимите шкив коленвала, для чего закрепите маховик 2 фиксатором 5 (см. рис. ниже) и отверните ключом храповик.

Схема снятия маховика

Затем снимите крышку головки цилиндров двигателя и крышку цепного привода распределительного вала. Далее отвинтите болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.

Теперь ослабьте колпачковую гайку 6 (см. рис. ниже)  у натяжителя цепи и открутите гайки 4 крепления его к головке цилиндров, далее снимите сам натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи.

Схема снятия натяжителя и успокоителя цепи

Теперь отверните ограничительный палец цепи и снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и вытащите цепь.

В следующем шаге необходимо ослабить гайки шпилек 4.  После этого снимите корпус подшипников шпилек и, удалив упорный фланец 1, аккуратно, чтоб не повредить поверхность опор корпуса 3 подшипников, выньте распределительный вал 2.

Схема снятия упорного фланца распределительного вала

Теперь необходимо отвернуть болты крепления головки цилиндров и снять ее  с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

Снимите упорный фланец 1 валика привода масляного насоса и вытащите валик 3 из блока цилиндров (2 – болт крепления фланца, 4 – ключ). —> Схема снятия валика привода масляного насоса

Теперь снимите звездочку с коленчатого вала.

Отверните гайки шатунных болтов и снимите крышки шатунов. Осторожно выньте через цилиндры поршни вместе с шатунами.

При разборке двигателя важно пометить поршни, шатуны, вкладыши коренных и шатунных подшипников,  для того, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

Двигатель ВАЗ 2106

Двигатель ВАЗ 2106 в разрезе

На автомобилях ВАЗ 2106 устанавливается четырехцилиндровый карбюраторный двигатель (а на автомобилях послежних лет и инжекторный) с вертикальным расположением цилиндров вряд и верхним расположением распределительного вала.

В зависимости от модификации автомобиля могут устанавливаться двигатели трех типов:

             – 2106 – с рабочим объемом 1,6 л., который является основным для автомобилей ВАЗ 2106;     

 – 21011 – с рабочим объемом 1,3 л. Данный тип двигателя устанавливается на ВАЗ 21063. Его основное отличие от предыдущего двигателя в уменьшенном на 14 мм ходом поршня, а соответственно и измененными деталями цепного привода газораспределения, коленчатого вала и блока цилиндров. Так же на него ставится и измененный карбюратор, который имеет немного другие тарировочные данные;

 – 2103 – с рабочим объемом 1,45 л. Устанавливается на автомобилях ВАЗ 21061. От двигателей 2106 он отличается уменьшенным на 3 мм диаметром цилиндра. Именно поэтому имеет другой блок цилиндров и шатунной-поршневая группа.

Двигатель в сборе, вместе со сцеплением и коробкой передач КПП устанавливается на автомобиле ВАЗ 2106 на 3х эластичных опорах. Опоры принимают на себя как массу двигателя, так и все нагрузки, которые возникают от вибрации двигателя, от его инерции при трогании автомобиля с места, разгоне, а так же торможении. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней – к поперечине задней подвески двигателя.

Снятие и установка двигателя ВАЗ 2106

подвеска двигателя ВАЗ 2106

Подвеска двигателя ВАЗ 2106:

1 – кожух опоры;
2 – опора передней подвески двигателя;
3 – фланец блока цилиндров;
4 – кронштейн;
5 – промежуточная пластина;
6 – изолирующее пластмассовое кольцо;
7 – пружина опоры;     8 – буфер;
9 – подушка опоры;
10 – шайба;
11 – опора задней подвески двигателя;
12 – дистанционная втулка;
13 – поперечина задней подвески двигателя.

Для начала необходимо поставить автомобиль на подъемник или загнать на смотровую яму. Затем установите упоры под передние колеса и вывесьте задний мост с одной, а желательно с двух сторон.

После этого снимите капот, отсоедините провода от аккумулятора и от узлов электрооборудования, которые установлены на двигателе. Снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу.

 Слейте жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя. Для этого отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на нижнем бачке радиатора, а верхний рычаг управления отопителем сдвиньте вправо, так как именно им открывается краник отопителя. Потом снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.

Предупреждение: Чтобы не повредить радиатор в процессе отворачивания сливной пробки, вторым ключом аккуратно придерживайте штуцер пробки, который впаян в радиатор. Пробку необходимо отворачивать торцовым либо накидным ключом, для того, чтобы не сорвать грани пробки.

Теперь можете снять кожух вентилятора и отсоединить от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости и снять радиатор с термостатом и всеми шлангами. Затем снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги и сняв крышку и сам фильтрующий элемент. Рекомендуется после этого закрыть карбюратор технологической заглушкой.

Далее накидным ключом отверните гайки крепления приемной трубы глушителя к выпускному коллектору. Снимите коробку передач (инструкция по снятию и установке коробки передач вы можете найти в разделе Коробка передач).

Отсоедините от двигателя тягу привода дроссельной заслонки карбюратора и тросик управления воздушной заслонкой (подсос). Далее отсоедините от двигателя шланг подачи топлива и шланги отопителя.

Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны – за отверстие крепления кожуха сцепления.

Натяните слегка цепь тали и отверните гайки крепления подушек опоры 9  передней подвески двигателя к поперечине передней подвески и выньте двигатель из отсека.

Теперь аккуратно снимите теплоизоляционный щиток стартера, а затем и сам стартер и заборник горячего воздуха с подводящим шлангом. Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя.

Снимите сцепление, отвернув болты крепления.

Устанавливать двигатель ВАЗ 2106 на автомобиль необходимо в последовательности, обратной снятию. Особое внимание обращайте на соединения двигателя и коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.

Схема двигателя ВАЗ 2106

Двигатель ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065) 

1 – шкив коленчатого вала;
2 – ремень привода генератора;
3 – передняя манжета коленчатого вала;
4 – цепь привода распределительного вала;
5 – тарелка пружины;
6 – направляющая втулка;
7 – клапан;
8 – внутренняя пружина;
9 – наружная пружина;
10 – пружина рычага;
11 – регулировочный болт;
12 – рычаг привода клапана;
13 – распределительный вал;
14 – крышка маслозаливной горловины;
15 – крышка головки блока цилиндров;
16 – свеча зажигания;
17 – головка блока цилиндров;
18 – маховик;
19 – задняя манжета коленчатого вала;
20 – датчики давления масла;
21 – поршень;
22 – указатель уровня масла;
23 – маслосливная пробка;
24 – шатун;
25 – поддон картера;
26 – валик привода вспомогательных агрегатов;
27 – коленчатый вал.

Рекомендации по заливке охлаждающей жидкости в систему охлаждения ВАЗ 2106 ( ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065 )

Заправка системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2106, а так же его модификаций ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065, происходит при замене жидкости или после ремонта двигателя. Для выполнения заправки необходимо соблюдать следующий порядок:

1)      Необходимо снять пробки горловин с радиатора и расширительного бачка, а так же не забыть открыть кран отопителя салона. Так не забудьте закрутить на место сливные пробки, через которые производили слив старого тосола.

2)      Начинайте заливать тосол (рекомендуется тосол стандарта А40М) в горловину РАДИАТОРА, а не расширительного бачка. Заливать до тех пор, пока жидкость уходит в систему и пока её уровень не будет на уровне краев горловины радиатора. После того как радиатор и вся охлаждающая система вцелом заполнена тосолом, поставьте пробку горловины радиатора.

3)      Далее залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок на уровень 4-5 см выше отметки MIN и закройте пробку горловины расширительного бачка.

4)      После этого запустите двигатель на несколько минут , чтобы удалить воздушные пробки в системе охлаждения.

5)      После работы двигателя, дайте ему остыть и потом проверьте уровень тосола в расширительном бачке. Если уровень снизился, то долейте тосол до нормы, которую я указывал выше.

Эксплуатация нового автомобиля ВАЗ 2106

Если у вас новый автомобиль ВАЗ 2106 (хотя их уже 2 года как не выпускают, но новый ВАЗ 2106 без пробега еще найти можно), то для его начальной  эксплуатации  существует несколько советов, которые помогут удачно объехать первые тысячи километров, тем самым разносить новые детали. Данные советы следует соблюдать во время пробега начальных 2000-3000 километров.

Во-первых, рекомендуется перед каждой поездкой проверять давление в шинах и, при необходимости, доводить до нормы.

Во-вторых, при движении по дороге не рекомендуется выжимать педаль «газа» до упора и, по возможности, не держать обороты свыше 3000 по показаниям тахометра.

Так же не рекомендуется превышать скорости, которые приведены ниже: Если пробег вашего автомобиля ВАЗ 2106 составляет 0-500 км, то на первой передаче не превышайте отметку в 20 км\ч, на второй – 40 км\ч, на третей – 60 км\ч, на четвертой – 90 км\ч, при наличии пятой – 100 км\ч. Если же пробег автомобиля составляет 500-2000 км, то здесь предел немного другой: на первой скорости 30 км\ч, на второй – 50 км\ч, на третей – 70 км\ч, на четвертой – 100 км\ч, на пятой – 110 км\ч.

Ни в коем случае первые 2000-3000 км не меняйте масло в двигателе, которое было залито на заводе. Старайтесь сильно не нагружать двигатель, не производите буксировку прицепа или другого автомобиля. Если соблюдать эти простые правила, то ваш новый автомобиль ВАЗ 2106 прослужит дольше.

Пуск горячего двигателя автомобиля ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)

Пуск горячего двигателя ВАЗ 2106 очень сильно отличается от пуска холодного двигателя. Точнее он является полной противоположностью. Перед пуском горячего двигателя на ВАЗ 2106 необходимо убедится, чтобы воздушная заслонка карбюратора должна быть закрыта, т.е. рычаг «подсоса» должен быть утоплен. Непосредственно перед началом запуска двигателя плавно нажмите на педаль «газа», примерно на треть от начального положения, но не в коем случае не нажимайте многократно подряд, иначе пуск двигателя будет провести очень сложно. После нажатия на педаль акселератора можете пускать двигатель. После того, как двигатель начнет работать без каких-либо перебоев, можете потихоньку отпустить педаль «газа».

Пуск холодного двигателя автомобиля ВАЗ 2106 (ВАЗ 21061, ВАЗ 21063, ВАЗ 21065)

В этой статье я хочу дать дельные советы, вернее порядок запуска холодного двигателя на ВАЗ 2106. Этот порядок наиболее рекомендуем, чтобы уменьшить отрицательное воздействие на двигатель и его элементы и чтобы двигатель прослужил дольше. В общем, для начала нужно установить рычаг переключения передач на нейтральную скорости с помощью спец рукоятки открыть заслонку карбюратора (говоря обывательским языком вытянуть «подсос»). Если температура окружающей среды очень низкая, то рекомендуется включить буквально на десяток секунд фары. Это необходимо для того, чтобы подогреть электролит в аккумуляторе. Если же на улице более-менее терпимо, это делать не обязательно. После этой нехитрой процедуры выжмите педаль сцепления и включите стартер, т.е. начните заводить. Но на педаль «газа» НЕ нажимайте. Если двигатель не начал работать, повторите попытку запуска примерно через 20-30 секунд. Более чем на 10 секунд держать стартер включенным не рекомендуется. После того, как двигатель удачно запустился и начал устойчиво работать потихоньку можете отпустить сцепление, при этом обороты немного спадут. Старайтесь чтобы при разогреве значение тахометра не превышало 2000 оборотов\мин. По мере увеличения данной отметки потихоньку можно утапливать «подсос». 

Если автомобиль долгое время простаивал без работы, то прежде чем приступать к запуску двигателя необходимо подкачать топливо в карбюратор. Топливо подкачивается с помощью рычага ручной подкачки, который находится на бензонасосе.

Меню
Все о ВАЗ 2106